Среда, 27.08.2025, 07:14
Приветствую Вас Гость RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 7 » Метод поведенческой психотерапии гиперкинетиче�
17:16
 

Метод поведенческой психотерапии гиперкинетиче�

Синонимом психиатрического диагноза гиперкинетического рас­стройства (код по МКБ-10 F90) у детей является синдром дефицита вни­мания и гиперактивности (далее — СДВГ).

Поведенческие проблемы ребенка с СДВГ являются основным за­просом родителей для проведения психотерапевтических вмешательств.

Поведенческая психотерапия детей с СДВГ ставит перед собой цель улучшить адаптацию ребенка в обществе путем последовательного реше­ния следующих задач:

  1. уменьшить конфликты ребенка с родителями, учителями, ровес­никами, братьями/сестрами;
  2. улучшить результаты успеваемости в школе;
  3. повысить самооценку ребенка;
  4. развить навыки самоорганизации при выполнении домашних за­даний и др. обязанностей.

Эффективность поведенческой терапии в комплексе медицинских реабилитационных мероприятий у детей с СДВГ определяется следую­щими принципами:

  1. приоритетом поведенческой психотерапии перед использованием медикаментозного лечения: ни одно лекарство не может воспитать ребенка;
  2. сотрудничеством родителей и специалистов (врачей, психологов, педагогов).

Предложенный вариант групповой работы с родителями принципи­ально отличается тем, что представляет психотерапию самих родителей, наряду с обучением эффективным приемам воспитания детей с СДВГ.

В контексте междисциплинарного подхода предложенный метод мо­жет быть реализован не только на базах организаций здравоохранения, но и в учреждениях общего среднего образования.

1. ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Показаниями для применения метода поведенческой психотерапии (далее — метода родительского тренинга) являются гиперкинетические расстройства у детей.

Метод наиболее эффективен у детей в возрасте до 10 лет.

2. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Для проведения тренинга требуется помещение, предусмотренное для проведения групповых занятий (информационной работы), способное разместить 10-14 человек.
  2. Пошаговая программа родительского тренинга поведенческой те­рапии детей с СДВГ.
  3. Информационное письменное согласие родителей на участие в тренинге поведенческой терапии детей с СДВГ.
  4. Диагностический опросник Вандербильт для заполнения родите­лями.
  5. Анкета оценки отдельной встречи группы.

3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РОДИТЕЛЬСКОГО ТРЕНИНГА

3.1. Теоретическое обоснование метода родительского тренинга в системе медицинской реабилитации гиперкннетнческих расстройств у детей

Воспитание ребенка с СДВГ предъявляет особые требования к роди­телям и, зачастую приводит к развитию стресса, чувству бессилия. Одним из критериев диагноза гиперкинетического расстройства F90 по МКБ-10 является критерий «родители не справляются с проблемным поведением ребенка в его социальной и учебной деятельности». Негативные, напря­женные отношения между родителями и ребенком могут усиливать про­явления поведенческих проблем. Поэтому во всем мире в организации медицинской помощи детям с СДВГ приоритет отдается работе с родите­лями.

Групповые формы психотерапевтической работы в данном случае являются не только экономически выгодными, но и более эффективными: родители не только обучаются эффективным приемам воспитания ребен­ка с СДВГ, но и сами получают психотерапевтическую помощь в силу механизмов групповой поддержки.

За основу теоретической модели родительского тренинга поведенче­ской психотерапии детей с СДВГ нами была выбрана модель, предложен­ная ведущим американским специалистом в области СДВГ R. Barkley (1997 г.).

Важно отметить, что в метод родительского тренинга вошли лишь некоторые этапы модели R. Barkley, адаптированные нами к условиям оказания медицинской помощи в Республике Беларусь.

Данные предварительного испытания метода родительского тренинга показали, что жетонная система не вызывает поддержки в родительских группах.

При этом метод «тайм-аута» хорошо работает в условиях семьи только до достижения ребенком возраста 5-6 лет.

Этап подключения учителя к наблюдению за поведением ребенка в школе в данный период времени не может быть достаточно успешно при­менен в белорусской практике ввиду недостаточной информированности педагогов в вопросах СДВГ. 11сихообразовательная программа для учите­лей по проблемам СДВГ (инструкция по применению «Синдром дефици­та внимания и гиперактивности у детей: информационная поддержка ро­дителей, регистрационный № 127-1109) только начала внедряться в Рес­публике Беларусь.

В целом, включение метода родительского тренинга в комплекс ме­дицинских реабилитационных мероприятий в системе оказания медицин­ской помощи детям с СДВГ обеспечивает формирование адекватного от­ношения к таким детям, способствует их адаптации в обществе, позволяет предупредить развитие сопутствующих психических и поведенческих проблем.

3.2. Описание метода родительского тренинга

Предложенный метод родительского тренинга, прежде всего, обеспе­чивается принципом «шаг за шагом»: последовательного и поэтапного улучшения отношений и обучения эффективным приемам взаимодейст­вия.

Предложенная тематика 10 групповых встреч с родителями последо­вательно содержит блоки информации:

  1. о причинах поведенческих проблем у ребенка с СДВГ;
  2. важности построения позитивных отношений с ребенком, опреде­ляющих авторитет родителя;
  3. стратегий формирования адекватной самооценки у ребенка, ори­ентированной на успех;
  4. приемов развития дисциплины у ребенка, навыков самоорганиза­ции; ,
  5. эффективных стратегий выполнения требований, поощрений и на­казаний;
  6. стратегий преодоления дефицита волевых качеств.

Другой, немаловажный принцип предложенного метода предусмат­ривает активное участие самих родителей: «вместе мы рассмотрим разные стратегии, и вы подберете наиболее эффективные».

Эффективность метода родительского тренинга определяется нали­чием комплайнса с родителями, мотивацией родителей к участию в тре­нинге и к изменениям в целом.

Важно отметить, что организация групповых встреч с родителями предусматривает активное обсуждение («шеринг») имеющегося успешно­го и не очень успешного опыта преодоления поведенческих проблем у де­тей, эмоций и чувств, связанных с этим, что, по сути, и является психоте­рапией самих родителей.

3.3. Организация родительского тренинга

Для участия в тренинге направляются родители детей, которым уста­новлен диагноз гиперкинетического расстройства (F90) в возрастном диапазоне от 3 до 10 лет. Возможно участие в группе родителей, дети ко­торых имеют легкие/промежуточные формы клинического диагноза ги­перкинетического расстройства.

Ответственным за набор участников тренинга следует признать ве­дущего тренинга. Целесообразным является проведение предварительной индивидуальной беседы ведущего и родителя с ребенком для знакомства и прояснения мотивации родителя /родителей для участия.

Перед участием в тренинге рекомендуется заполнение родителями шкал диагностического опросника Вандербильт (прил. 2) для оценки структуры и степени выраженности поведенческих проблем в социальной и учебной деятельности ребенка.

Оптимальное число участников тренинга: восемь-двенадцать родите­лей (возможно участие инициативных, заинтересованных педагогов и психологов).

Ведущими тренинга являются врачи-психотерапевты и психологи. Желательно, чтобы занятия проводили одновременно два ведущих: пси­хотерапевт и психолог, два психолога.

Продолжительность и периодичность занятий: три-четыре часа в ве­чернее время; одна встреча в неделю.

Предусмотрена итоговая встреча родителей.

Программа 10 занятий родительского тренинга поведенческой тера­пии гиперкинетических расстройств у детей с подробным описанием це­лей и задач каждого занятия, психологических упражнений, ролевых игр по теме и домашних заданий для родителей представлена в прил. 1.

3.4. Оценка эффективности метода родительского тренинга

Оценка эффективности занятий проводится в конце каждого занятия с использованием анкеты оценки эффективности отдельного занятия (прил. 3) и спустя 6 месяцев с использованием психометрических шкал диагностического опросника Вандербильт (прил. 2).

Просмотров: 754 | Добавил: whised | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz