Стили межличностной коммуникации при аффективных расстройствах Филимонова, Анастасия Сергеевна
Диссертация, - 15у.е., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат - 6 у.е., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Филимонова, Анастасия Сергеевна. Стили межличностной коммуникации при аффективных расстройствах : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.04 / Филимонова Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/237
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Современные
социокультурные условия жизни, чрезвычайно изменчивая общественно продуцируемая система ценностей, способствующих интериоризации патологических паттернов межличностной коммуникации и эмоциональной регуляции, провоцируют развитие и распространение в популяции расстройств аффективного спектра (Каплан, Сэдок, 1994; Чуркин, Творогова, 2006; Мосолов, 2007).
Клинические исследования подтверждают высокий уровень
коморбидности аффективных расстройств и пограничной личностной
патологии, а также сопутствующих им аддикций, антисоциального
поведения, шизоидного и нарциссического расстройств,
саморазрушительного поведения и суицида (Gunderson, Elliott, 1985; Kroll, 1988; Войцех, 2006; Лайнен, 2008).
Многочисленные зарубежные и отечественные исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на успехи психофармакологии, не удается преодолеть резистентность к медикаментозному и психотерапевтическому лечению, а полное излечение и ресоциализация пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами оказывается крайне непростой практической задачей (Войцех, 2006; Соколова, 2002, 2006, 2009; Холмогорова, Гаранян,2006).
Данная работа направлена на выявление и описание специфических коммуникативных стилей, свойственных пациентам с расстройствами аффективного спектра, и выполнена в рамках системного интегративного подхода к изучению психологических механизмов расстройств личности и коморбидных им аффективных расстройств. Несмотря на устоявшуюся в отечественной патопсихологии традицию изучения «личностного компонента деятельности», нарушенного вследствие психического заболевания,
существует необходимость в разработке новых исследовательских подходов, программ комплексных системных эмпирических исследований. Недостаточно изучен вопрос о связи индивидуально-типических коммуникативных стилей и инструментальных навыков общения с общим когнитивным стилем и социальным интеллектом. Необходимость концептуального анализа стилей межличностной коммуникации, обусловлена отсутствием единой теоретико-методологической базы.
Актуальность темы исследования обуславливается острой необходимостью в уточнении критериев тонкой дифференциальной диагностики личностных факторов аффективных расстройств, а также в оценке эффективности терапевтических и реабилитационных мероприятий в клинике аффективных расстройств с учетом индивидуального коммуникативного стиля больного и на основе научно обоснованных данных.
Цель работы состоит в изучении особенностей аффективно-когнитивного стиля личности и его связи со структурно-функциональной и смысловой организацией стилей межличностной коммуникации при расстройствах аффективного спектра.
В соответствии с целью диссертационной работы, сформулированы следующие гипотезы:
Стиль межличностной коммуникации является сложноорганизованной социально обусловленной психической деятельностью и определяется качественным своеобразием структурно-функциональных связей с когнитивным стилем, эмоционально-регуляторными и поведенческими компонентами.
При депрессивных и тревожных расстройствах могут быть выделены специфические стили межличностной коммуникации, различающиеся по параметрам эмоционального и формального интеллекта, а также структурно-функциональные сочетания когнитивных, эмоционально-регуляторных и
поведенческих показателей, описывающие неспецифичные относительно клинических групп коммуникативные стили. Задачи исследования:
1. Теоретический и методологический анализ проблемы, включающий
описание основных подходов к изучению коммуникативных дисфункций при депрессивном и тревожно-фобическом расстройстве, а также анализ основных направлений в изучении когнитивных и мотивационно-регуляторных факторов, влияющих на коммуникативные стили.
2. Разработка методического комплекса, включающего как проективные, так
и тестовые методики, выделение критериев оценки, анализ эмпирических данных, их психологическая интерпретация и квалификация, а также статистическая проверка.
3. Проведение эмпирического исследования, выделение и изучение
структурных и содержательных характеристик стилей межличностной коммуникации, анализ их связей с параметрами аффективно-когнитивного стиля личности, клиническими особенностями заболевания, а также с уровнем личностной организации депрессивных и тревожно-фобических пациентов.
4. Выделение с помощью кластерного анализа клиниконеспецифических
стилей межличностной коммуникации, которые характеризуются структурно-функциональным сочетанием компонентов: когнитивного, эмоционально-регуляторного и поведенческого.
Предмет исследования - особенности мышления, мотивации и саморегуляции, определяющие стиль межличностной коммуникации при психических расстройствах аффективного спектра.
Объект исследования - стиль межличностной коммуникации у пациентов с депрессивным и тревожно-фобическим расстройством (МКБ-10: F30 ,F40).
Методологическая основа исследования: положения культурно-
исторического подхода о социальной (коммуникативной) природе
самосознания и единстве познавательных, эмоциональных и поведенческих
компонентов в его структуре (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н.,
Чеснокова И.И., Столин В.В.); принцип синдромного анализа
психопатологических феноменов (Лурия А.Р., ЗейгарникБ.В.,
Николаева В.В., Тхостов А.Ш.); холистическая системно-стилевая модель описания психических дисфункций при расстройствах личности и коморбидных им психических и поведенческих нарушениях (Соколова Е.Т., 1976, 1989, 1995, 2000, 2001. 2002, 2007, 2009); представления психоаналитического и современного психодинамического направления о роли «прототипических» представлений о человеческих взаимоотношениях в развитии зрелой и социально-адаптивной личности и в качестве предиспозиционного фактора расстройств личности (Фрейд 3., Малер М., КляйнМ., КернбергО., ХорниК., Боулби Дж, ЭйнсвортМ., Блат С, Фонаги П.).
Испытуемые. 130 человек (76 жен. и 54 муж.) в возрасте от 18 до 50 лет. Они составили 3 группы: экспериментальную-1, экспериментальную-2 и контрольную группу. На момент обследования все пациенты (106 человек) находились на стационарном лечении отдела по изучению пограничной психической патологии психосоматических расстройств (рук. - акад. РАМН А.Б. Смулевич) Научного центра психического здоровья РАМН.
Экспериментальную-1 группу составили 56 человек (30 женщин и 26 мужчин), страдающих депрессивными расстройствами (ДР). Возраст участников исследования составил от 19 до 50 лет (Me = 35,5 лет); образование: высшее - 32 человека, среднее или среднее специальное - 24 человек. Диагнозы больных по МКБ-10: депрессивный эпизод (F32) - 16 человек; биполярное аффективное расстройство, текущий депрессивный эпизод (F31.3) - 10 человек; рекуррентное депрессивное расстройство (F33) -
20 человек; хронические аффективные расстройства: дистимия и циклотимия (^34.0.1.)-Ю человек.
В группе экспериментальной-2 обследовано 50 человек (32 женщины и 18 мужчин) с тревожным расстройством (ТФР). Возраст участников исследования составил от 19 до 50 лет (Me = 30,8 лет); образование: высшее -37 человек, среднее или среднее специальное - 13 человек. Диагнозы больных по МКБ-10: фобические и тревожные расстройства: агорафобия с паническим расстройством (F40.01) - 18 человек; другие тревожные расстройства (32 человека): паническое расстройство (F40.0) - 23 человека, генерализованное тревожное расстройство (F41.1) - 9 человек.
В контрольную группу вошли 24 здоровых испытуемых (14 женщин и 10 мужчин) с высшим или неполным высшим образованием, без психических расстройств, не обращавшихся за помощью к специалистам, в возрасте от 18
до 47 лет (Me = 29 лет).
Методы исследования. Разработанная схема исследования состояла из комплекса проективных и опросниковых методов: интервью М. Мейн (Mein, 1985) для диагностики детско-родительского опыта, отцовских и материнских репрезентаций; тест встроенных фигур Г. Виткина (Oltman, Raskin, Vitkin, 1971) для оценки уровня полезависимости-автономии; прогрессивные матрицы Равена (Raven, 1938) для диагностики уровня формального интеллекта; опросник А. Меграбяна (Mehrabian, 1970) для выявления особенностей аффилиации; методика «Рисунок человека» (Macho ver, 1949) для диагностики уровня дифференцированности и усложненности концепции тела по шкале X. Марленс (Marlens, 1958); тест Д.В. Люсина (Люсин, 2004) для диагностики эмоционального интеллекта; тест фрустрации Розенцвейга (Rosenzweig, 1945) для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности; методика «Социальные сети»
О.Ю. Казьминой (Казьмина, 1997) для диагностики особенностей контакта,
отношений привязанности, социальных сетей, а также для выявления показателей полноты семьи и семейных отношений; тест Роршаха (Rorschach, 1921) для оценки структурных и содержательных характеристик межличностной коммуникации - шкалы Юриста (Urist, 1977), Илизура (Elizur, 1975); механизмов защиты - шкала Лернера (Lerner, 1980).
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечена большим объемом обследованных выборок; применением комплекса методических процедур, включающего тестовые и проективные методики, что позволило верифицировать выводы по каждой методике; обработкой полученных данных методами математической статистики с помощью программ «SPSS 17.0», «StatSoft Statistica 8.0». Для выявления значимых различий применен непараметрический критерий Манна-Уитни. Использовался критерий корреляции Спирмена. Применен кластерный анализ для выделения подгрупп с разными коммуникативными стилями (древовидная кластеризация Joining (Tree Clustering), правило объединения метод Уорда, мера расстояния Euclidean distance).
Положения, выносимые на защиту:
Стиль межличностной коммуникации является сложной структурно-функциональной организацией когнитивных, эмоционально-регуляторных и поведенческих компонентов, звенья которой обладают разными качественными и динамическими характеристиками, а также отличаются разной степенью выраженности в зависимости от клинических факторов у пациентов с аффективными расстройствами.
Нарушения каждого из структурных компонентов стиля межличностной коммуникации - когнитивного, эмоционально-регуляторного и поведенческого - значимо различаются у пациентов с тревожно-фобическими и депрессивными расстройствами в сторону большей дезадаптации депрессивных пациентов по особенностям формального и
эмоционального интеллекта, соотношению враждебности и привязанности,
механизмам защиты и по типам манипуляции.
3. При двух нозоспецифических стилях межличностной коммуникации,
выделяются три неспецифичные относительно клинических групп
структурно-функциональные сочетания компонентов: когнитивный
(аффективно-когнитивный стиль; формальный интеллект и эмоциональный
интеллект); эмоционально-регуляторный (соотношение
доброжелательности/враждебности и психологические механизмы защиты) и поведенческий (типы манипуляторной регуляции общения, характер, широта социальных связей, установка на равноправное сотрудничество), которые составляют три стиля межличностной коммуникации.
Научная новизна.
Впервые разработана и применена в эмпирическом исследовании
холистическая стилевая модель нарушения межличностной коммуникации,
включающая три основных компонента: когнитивный (аффективно-
когнитивный стиль; формальный интеллект и эмоциональный интеллект);
эмоционально-регуляторный (соотношении
доброжелательности/враждебности и психологические механизмы защиты) и поведенческий (типы манипуляторной регуляции общения, характер, широта социальных связей, установка на равноправное сотрудничество).
Впервые проведено сравнительное клинико-психологическое,
эмпирическое исследование стилей межличностной коммуникации при
депрессивных и тревожно-фобических расстройствах. Выявлены и описаны
системные особенности стилей межличностной коммуникации при двух
видах аффективной патологии, различающиеся в основных своих звеньях по
уровню когнитивной дифференцированности, полезависимости,
особенностям формального и эмоционального интеллекта, соотношению враждебности и привязанности, механизмам защиты и типам манипуляции.
Разработаны и применены процедуры качественного и количественного анализа основных структурно-функциональных компонентов межличностной коммуникации, позволившие получить надежные результаты о связи клинических, демографических и личностных факторов со спецификой коммуникативных стилей в исследуемых группах.
Теоретическое значение.
Применительно к изучению внутренней структуры межличностной коммуникации применена методология культурно-исторического подхода, позволившая уточнить представление об особенностях строения межличностной коммуникации при аффективной патологии; на основе концепции стиля личности предложена и применена системная модель описания единства и взаимодействия когнитивных, эмоционально-регуляторных и личностных факторов нарушения коммуникации в качестве предиктора депрессивных и тревожно-фобических расстройств; уточнить психологические механизмы нарушения различных звеньев межличностной коммуникации при разных видах аффективной патологии; на основе концепции стиля личности предложена и применена системная модель описания единства и взаимодействия когнитивных, эмоционально-регуляторных и личностных факторов нарушения коммуникации в качестве предиктора депрессивных и тревожно-фобических расстройств.
Практическая значимость работы.
Результаты диссертационного исследования могут быть применены в клинико-психологической диагностике аффективных расстройств, при решении экспертных задач, выборе «мишеней» психотерапии с пациентами разных типов коммуникации, а также для учета в комплексном лечебном процессе индивидуально-личностных предрасположенностей, особенностей социально-когнитивной организации пациентов с аффективной патологией.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
докладывались на заседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета
психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (июнь, 2010 г.); представлены на XIV, XV, XVI Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, апрель 2007, 2008, 2009 гг.); на всероссийской научной конференции: «Современная психодиагностика в изменяющейся России» (Челябинск, 2008); на всероссийской научно-практической конференции: «Психология психических состояний: теория и практика» (Казань, ноябрь 2008); на II международной конференции молодых учёных «Психология — наука будущего» (Москва, ноябрь 2008); на международной конференции «Психология общения. XXI век: 10 лет развития» (Обнинск, октябрь 2009).
Результаты исследования внедрены в практику диагностики и консультирования клинического отделения №2 отдела по изучению пограничной психической патологии и психосоматических расстройств НЦПЗ РАМН, а также используются в курсе «Особенности самосознания при пограничных личностных расстройствах» на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Объем и структура диссертации. Основной текст диссертации составляет 157 страницы машинописного текста (с приложениями — 187 страниц). Диссертация состоит из введения, двух частей, трех глав, заключения, выводов, списка литературы (250 наименований, из них 91 на иностранном языке) и 10 приложений. Основной текст работы содержит 16 графиков и 29 таблиц.